FPS, шары и баллистика

Основное назначение страйкбольного привода – это, естественно, стрелять. Желательно поточнее и подальше. Ведь чем дальше и точнее «бьет оружие», тем больше шанс поразить противника, где бы он ни оказался. Отсюда и возникает одна из основных характеристик привода – его мощность или «сила выхлопа». Разберемся во всех нюансах этой величины:

Самый простой способ измерить мощность привода – это измерить его дульную энергию или дульную скорость. Эти величины измеряются непосредственно у среза ствола (на выходе из ствола). Дульная энергия вычисляется в Джоулях (Дж), а вот скорость может быть указана как в «футовой системе» — футы в секунду (FPS), так и в «метрической» — метры в секунду (м/сек). Практически везде на зарубежных сайтах скорость указывается именно в FPS, поэтому полезно знать формулу перевода в привычные нам метры:

1 м/сек = 3.28 FPS

То есть, если указано значение в 350 FPS – это: 350/3,28 = 106,7 м/сек.

Вообще есть много калькуляторов для вычисления энергии и скорости шарика, например здесь.

Можно запомнить базовое значение в 328 FPS: помимо того, что это ровно 100 м/сек, для шарика весом 0.2 г дульная энергия на такой скорости равна 1 Дж.

Здесь стоит обратить внимание на то, что в страйкболе используются шары с различной массой. От 0,12 до 0,45 г. Поэтому, рассчитывая энергию и скорости, нужно не забывать и про вес. Наиболее часто используемые – это шары по 0,2 г.

Для чего существует разный вес? Все просто — чем тяжелее шар, тем он более устойчив в полете. Однако из-за большего веса его скорость меньше, чем у более легкого шара. Чаще всего тяжелые шары используют в мощных снайперских винтовках, где важна точность одиночного выстрела.

Для того, чтобы увеличить дальность полета шара, надо заставить этот шар в полете вращаться. Для этого в приводах используется специальная конструкция – Hop-Up (Хоп-Ап):

Hop-Up

Проходя через Хоп-ап, шар цепляется за выступающую резинку и начинает вращаться.

Hop-Up

Когда шар, вращаясь, движется в воздухе, он создает вокруг себя воздушные завихрения, и на шар начинает действовать эффект Магнуса – возникает подъемная сила, перпендикулярная направлению воздушного потока (движению шара):

Magnus

Подкрутка позволяет шару сопротивляться силе притяжения, таким образом увеличивается дальность полёта шара.

Иногда действие хоп-апа сравнивают с вращением пули в огнестрельном оружии за счет нарезки ствола. Однако это не совсем правильно. По сути, нарезной ствол и хоп-ап делают разные вещи, т.к. в них работают разные физические явления. Нарезы заставляют вращаться пулю вокруг ее продольной оси (эффект гироскопа), что увеличивает точность этого движения плюс незначительный вторичный эффект увеличения дальности. Хоп-ап же, наоборот, обеспечивает увеличение дальности полета плюс вторичный небольшой эффект увеличения точности (за счет свойств турбулентности).

Ball_vs_bullet

Почему бы не использовать нарезные стволы в страйкболе? Во-первых, для этого понадобилось бы сильно увеличить мощность выстрела, во-вторых, увеличить массу снаряда и, в-третьих, придать снаряду вытянутую форму. В итоге все эти действия привели бы к резкому повышению травмоопасности, что недопустимо.

Однако, и без нарезного ствола хоп-ап прекрасно справляется со своими задачами. При правильной настройке использование хоп-апа позволяет увеличить дальность полета шара почти в 2 раза. На просторах Интернета можно найти следующий интересный график сравнения дальности полета с хоп-апом и без:

Grafik

Величину выступа резинки в стволе хоп-апа можно регулировать путем подкрутки специального винта. Чем больше шар цепляет резинку — тем больше он вращается, и наоборот. Как правильно настроить хоп-ап? Очень просто: нужно стать на открытой местности, на фоне какого-нибудь темного объекта (например леса), чтобы были хорошо видны летящие шары, выставить хоп-ап в крайнее положение (убрать выступ полностью), и, по очереди стреляя и подкручивая хоп-ап, добиться максимально ровного полета шара по прямой линии вдаль. Если шары начинают забирать вверх – значит хоп-ап выкручен слишком сильно и надо открутить его немного обратно.

При правильном использовании эффект Магнуса помогает значительно увеличить дальность выстрела, однако он же может сыграть злую шутку с теми, кто, не задумываясь о законах физики, пытается хитростью поразить противника за зоной досягаемости своего привода. Представим ситуацию: игрок видит вдалеке противника, начинает стрелять и с огорчением обнаруживает, что его шары не долетают до цели. Пойдя на хитрость, он начинает стрелять, подняв ствол привода под углом к горизонту, рассуждая, что таким образом, по дуге, шары будут лететь дальше. Неважно, что противника накроет неким минометным огнем сверху, главное, что цель будет поражена. Это действительно сработало бы, не будь у него хоп-апа. Но в нашем случае та самая сила Магнуса, что в обычном состоянии борется с силой тяжести, сейчас, из-за движения шара под углом к горизонту, наоборот будет тормозить шар:

MagnusUp

В результате, будет наблюдаться следующая картина:

Hop_vs_No

Ну и напоследок хотелось бы сказать пару слов о травматизме. В погоне за мощностью привода не стоит забывать о том, что страйкбол — это прежде всего игра. А серьезное травмирование других игроков может сильно эту игру испортить.

И это не пустые слова:

Травмоопасность страйкбольных приводов была проверена на опыте с помощью манекенов на основе желатина. Баллистический желатин имитирует мышечную ткань ноги на 97%. И вот, что показали эксперименты:

1.35 Дж (115,8 м/сек для 0.2гр шара) – энергия пробития верхнего слоя кожи,

1.77 Дж (132,6 м/сек для 0.2гр шара) – энергия пробития кожи и мягких подкожных тканей,

1.95Дж (139,2 м/сек для 0.2гр шара) – энергия нанесения тяжелых травм мягких тканей.

На поверхности человеческого тела существуют зоны, в которых уязвимые кровеносные сосуды находятся в верхнем подкожном слое, на глубине 3-5мм, таким образом, их травма может повлечь за собой чрезвычайно тяжелые последствия и даже смерть.

Поэтому игроки всегда должны чувствовать свою ответственность перед другими игроками -  соблюдать ограничения по тюнингу при играх в здании, а так же всегда, в каком бы азарте не находился игрок, избегать стрельбы по противнику с близких дистанций и, тем более, в упор.

Источник: http://striker.by/index.php/article/66-fps

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *